25.04.2024
арт-терапия - психотерапевтическая техника для борьбы со страхом

Психотерапевтические техники работы со страхами: арт-терапия

Арт-терапия дословно переводится как «лечение творчеством». Это одна из самых доступных, простых и эффективных техник психологической помощи при фобиях. Она подходит как для самостоятельного применения, так и для дополнения профессионального лечения. Причем этот способ адаптивен как для взрослых, так и для детей.

Чем полезна арт-терапия

Терапия искусством расслабляет психику и тело, помогает успокоиться и расслабиться. Кроме этого, арт-терапия снижает уровень стресса (в процессе творчества вырабатываются эндорфины, они нейтрализуют гормоны стресса).

Чем еще полезна арт-терапия:

  • развивает осознанность;
  • помогает разобраться в мыслях, эмоциях и чувствах;
  • настраивает на позитивный лад;
  • отвлекает от навязчивых мыслей;
  • развивает образное мышление;
  • знакомит человека с его внутренним миром;
  • снимает внутренние барьеры и избавляет от комплексов.

Главная цель терапии искусством – самопознание. Арт-терапия помогает человеку разобраться в себе, принять себя, увидеть свои возможности и способности, найти ограничивающие факторы.

Все это делает арт-терапию незаменимым элементом борьбы с фобиями, ведь именно успокоения и расслабления не хватает человеку с тревожно-фобическим расстройством. О других техниках расслабления читайте здесь.

Какой вид творчества выбрать

Существуют разные виды творчества, в широком смысле их можно поделить на 4 группы:

  1. Изотерапия – рисование чем-либо на бумаге.
  2. Цветотерапия – воздействие цветом в любых формах и проявлениях.
  3. Сказкотерапия – придумывание историй, обыгрывание своих страхов и трудностей. Сказка обязательно должна иметь счастливый конец, а тот, кто придумывает сказку, должен отождествлять себя с главным героем.
  4. Терапия песком – создание позитивных картинок на специальном планшете или на специальном столе.

Кроме этого, используется лепка из пластилина или глины, шитье, вязание, прослушивание музыки или игра на музыкальном инструменте.

Важно! Любой вид творчества подходит для арт-терапии, в том числе при лечении фобий. Выбирайте то, что вам приятнее, ближе.

Посмотрите видео о направлениях арт-терапии (автор – психолог, Ольга Гаркавец):

Техники работы со страхом

Рассмотрим самые универсальные, популярные и простые техники работы со страхами.

Уничтожение страха

Что потребуется: лист бумаги и цветные карандаши (мелки).

Польза упражнения:

  • снижается уровень тревожности;
  • растет вера в себя;
  • прекращаются панические атаки;
  • раскрывается творческий потенциал (люди продолжают творить ради самореализации и удовольствия, а не с целью проработки страхов);
  • проходит хроническое ожидание неудачи;
  • утихают грустные переживания;
  • слабеет эмоциональный накал.

Для выполнения упражнения уединитесь на 30-40 минут в тихом и укромном месте. Никто и ничто не должны вас беспокоить. И еще вы должны помнить вот что: никто не оценивает ваш художественный талант. Вы и сами не должны этого делать, просто рисуйте, как захотите и как получится, главное – вам самому должно быть все понятно.

Переходим к непосредственному выполнению упражнения:

  1. Сделайте 3 глубоких и медленных вдоха и выдоха. Детально представьте свой страх, оцените его интенсивность по шкале от 1 до 10.
  2. Начинайте рисовать. Дайте волю руке и образам, пусть на листе появляется все, что угодно. Можете задавать себе вспомогательные вопросы: «На что похож мой страх?», «Это животное, предмет или что-то абстрактное?», «Как он выглядит?». Это особенно актуально для тех страхов, которые не имеют конкретного предмета, например, для страха одиночества, смерти, неизвестности.
  3. Проанализируйте свои ощущения, вызванные страхом, например, «Я чувствую холодок в ногах». Зарисуйте это. Можно просто изобразить человечка и на нем схематично зафиксировать то, что вы ощущаете.
  4. Нарисуйте (опять же можно схематично) самую страшную ситуацию или первую ситуацию, когда вы столкнулись с этим страхом.
  5. Уничтожьте свой страх. Разорвите лист, хаотично заштрихуйте рисунок, сожгите, утопите – что угодно. Все, что захотите.

Если все удалось, то вы почувствуете легкость. Возможно, вам захочется покричать или заплакать – сделайте это. Потом ответьте на ряд вопросов:

  1. Что вы нарисовали?
  2. Что вы чувствовали в процессе работы?
  3. Какова теперь интенсивность страха?
  4. Страх остался? Если да, то какой он?
  5. Вы стали по-другому относиться к страху? Если да, то как?

Возможно, вы не почувствуете полного освобождения после одной процедуры, но хотя бы незначительное облегчение должно быть. Потом процедуру можно повторить.

Обратите внимание! Можно вылепить свой страх из пластилина или сделать его при помощи другого вида творчества. А в остальном принцип работы тот же, главное – уничтожить страх.

Высмеивание страха

Эту технику чаще используют в работе с детьми, но и для взрослых она подходит.

Польза упражнения:

  • снижает уровень тревожности;
  • расслабляет;
  • стабилизирует эмоциональный фон и избавляет от негативных переживаний;
  • избавляет от панических атак.

Что понадобится для работы: карандаши, бумага.

Как проводить упражнение:

  1. Уединитесь с листом для рисования и карандашами.
  2. Представьте свой страх. Определите, как он выглядит или на что похож. Изобразите его.
  3. Зарисуйте самую страшную ситуацию, связанную с этим образом.
  4. Проанализируйте свои ощущения и их тоже изобразите на листе.
  5. Подумайте, как вы можете высмеять или задобрить страх. Дорисуйте улыбку, нелепую шляпу, клетку или что-то еще – что угодно.
  6. Нарисуйте те ощущения, которые вы хотите чувствовать.
  7. Уничтожьте или сохраните рисунок именно в таком виде.

Оцените уровень тревожности теперь. Вас все еще пугает страх? На что он похож сейчас? Что вы чувствуете? При необходимости повторите упражнение.

Вспомогательные техники

Эти упражнения из арт-терапии не столько относятся к самим страхам, сколько помогают человеку разобраться в его общем состоянии, найти решение актуальных проблем и силы для борьбы с ними. При тревогах и страхах это тоже придется весьма кстати. Автор техник: Людмила Поцепун.

Рисунок «Что я чувствую?»

Польза упражнения:

  • помогает понять эмоции и чувства, разобраться в них;
  • помогает найти баланс, контакт между внутренним миром и обществом.

Что понадобится для выполнения упражнения: краски, кисть, альбомный лист.

Техника выполнения упражнения:

  1. Приготовьте материалы, разложите их перед собой.
  2. Закройте глаза и постарайтесь через образы увидеть все те чувства и эмоции, которые вы испытываете сейчас (как негативные, так и позитивные).
  3. Откройте глаза и изобразите то, что увидели. Не старайтесь вырисовывать и подбирать цвета, просто доверьтесь своему подсознанию.

А вот после того, как вы закончите рисовать, можно переходить к анализу:

  • Вам нравится рисунок?
  • Запишите три ассоциации, которые приходят в голову, когда вы смотрите на рисунок.
  • Запишите все эмоции и чувства, которые запечатлены на рисунке.
  • А что вы чувствуете, когда смотрите на рисунок?
  • Как вы думаете, что рисунок сказал бы вам, если бы мог говорить?
  • Что вы можете сделать прямо сейчас, сегодня и делать ежедневно, чтобы облегчить свое состояние, нормализовать эмоции?

Упражнение «Заправка»

Польза упражнения:

  • помогает найти внутренние силы и мотивацию;
  • помогает разобраться в себе;
  • помогает в расстановке приоритетов, переосмысление жизненных ценностей.

Что понадобится: пластилин, тетрадь, ручка, альбомный лист.

Техника выполнения упражнения:

  1. Возьмите пластилин того цвета, что вам приятнее, и вылепите чашу.
  2. Поставьте эту чашку на альбомный лист (не обязательно по центру, а так, как вам захочется).
  3. Возьмите еще один пласт пластилина, разделите его на 2 части. Из одной сделайте бочку с топливом, из другой – шланг для перекачки топлива.
  4. Закройте глаза и представьте, что бочка наполняется тем, чего вам больше всего сейчас не хватает, или тем, что для вас представляет наибольшую жизненную ценность: здоровье, деньги, удача, счастье, работа, везение, терпение, прочее. Это могут быть даже конкретные люди, места и т.д. Откройте глаза.
  5. Возьмите новый пласт пластилина, сделайте из него бочку и шланг, наполните бочку другим важным ресурсом.
  6. Повторяйте предыдущий шаг до тех пор, пока вам не покажется, что достаточно, все важно вылеплено.
  7. Разместите бочки рядом с чашей на альбомном листе (произвольно).

Теперь нужно ответить на ряд вопросов:

  • Какие чувства переполняют чашу? Она пустая или полная?
  • А что чувствуют бочки?
  • Какая бочка расположена ближе всех к чаше? А какая дальше всех?
  • Как можно охарактеризовать отношения бочек и чаши?
  • Вам нравятся эти отношения?
  • Чем вы хотите наполнить чашу? Сделайте это через шланги.
  • Как теперь чувствуют себя чаша и бочки?

Запишите в тетрадь все свои наблюдения. Как вы уже поняли, чаша – это вы, бочки – ваше окружение и другие внешние и внутренние ресурсы. Как вы чувствуете себя теперь, что вы осознали и поняли? Какие выводы сделали для себя?

Видео об арт-терапии

Посмотрите видео, на котором рассказано об еще одном упражнении арт-терапии для взрослых (личный пример борьбы со страхом):

Посмотрите еще одно видео об арт-терапии как способе борьбы со страхами. В нем речь идет о детских страхах, но суть техники справедлива и для взрослых. Еще там вы найдете много полезной, дополнительной информации о сути самого страха как феномена:

Еще один пример арт-терапии с детьми (актуален и для взрослых), особый акцент сделан на типе красок и размере кистей (мы не случайно выбираем гуашь или акварель, инструменты для рисования):

копирайтер-психолог Светлана Трошина
Светлана Трошина

Копирайтер на проектах по психологии, автор блога на Дзене «Прошлое≠будущее» и книги «Не живи: как переписать сценарий жизни за 5 шагов. Реальная история». В 2017 году окончила университет по профилю «психология и социальная педагогика», в 2023 году прошла курс повышения квалификации «Основы транзактного анализа».

Светлана Трошина

Копирайтер на проектах по психологии, автор блога на Дзене «Прошлое≠будущее» и книги «Не живи: как переписать сценарий жизни за 5 шагов. Реальная история». В 2017 году окончила университет по профилю «психология и социальная педагогика», в 2023 году прошла курс повышения квалификации «Основы транзактного анализа».

Посмотреть все записи автора Светлана Трошина →
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять