19.04.2024
Госпитализм — это отставание в психическом и физическом развитии

Госпитализм, или к чему приводит социальная изоляция

Синдром госпитализма — это комплекс психических и физических симптомов из-за длительного пребывания человека в больнице, вдали от близких людей. Раньше в психологии изучали это явление среди детей, но потом стало ясно, что ему подвержены и взрослые. А возникает он не только из-за пребывания в больнице.

Госпитализм — что это и как проявляется

Понятие «госпитализм» ввел австро-американский психоаналитик Р. Шпиц (Спитс, 1945 год). Он заметил, что дети, которые в младенчестве и детстве пережили длительную разлуку с матерью и долго находились в больнице или росли в интернате, потом отстают в психическом и физическом развитии.

Как это проявляется (признаки госпитализма):

  • дети поздно начинают ходить и говорить, медленно растут;
  • у них медленно развиваются или не развиваются высшие психические функции — внимание, память, мышление, восприятие, воображение;
  • их эмоциональная сфера не развивается;
  • дети вялые и малоподвижные;
  • заметны навязчивые действия, например, покачивание «взад-вперед» из положения сидя.

Кроме этого, дети хуже адаптируются к окружающему миру и чаще болеют. Это явление Спитс назвал госпитализмом и отметил, что его последствия носят необратимый характер. А в некоторых случаях синдром госпитализма у младенцев может закончиться смертельным исходом.

Яркий пример госпитализма — дети-маугли.

Как проявляется госпитализм у детей старшего дошкольного и школьного возраста, вынужденных долго пребывать в больнице:

  • потеря мотивации к учебе и снижение успеваемости;
  • агрессивность и раздражительность;
  • конфликтность — ссоры с родственниками, сверстниками, педагогами;
  • стремление закрыться и/ или уйти в виртуальный мир.

У взрослых людей госпитализм проявляется потерей интереса к жизни и трудовых навыков, социальной дезадаптацией, когнитивными ухудшениями, например, ослаблением памяти, проблемами в социальной сфере и поддержании контактов с другими людьми. Если вы сталкивались с тяжелой болезнью и были вынуждены лежать в больнице или дома в изоляции, то, возможно, и сами замечали, эти ухудшения.

Проводилось исследование среди пожилых пациентов. Ученые определили, что люди, которые долго лежат в больнице, становятся импульсивными, тревожными. У некоторых из них заметны депрессивные наклонности. Причем эту группу сравнивали с пожилыми людьми, которые тоже болеют, но не лежат в стационаре. У них подобных изменений не было.

Госпитализм проявляется на физическом, психологическом, эмоциональном, социальном и когнитивном уровнях. Соответственно, по форме госпитализм бывает психическим (психологическим), физическим, эмоциональным, социальным и т.д.

Причины госпитализма

госпитализм может возникнуть и у детей и у взрослых

Изначально Спитс считал, что госпитализм развивается только в условиях стационарного лечения. Но потом стало ясно, что те же последствия могут возникнуть при изоляции дома или в неблагополучных семьях. Например, госпитализм может развиться у детей, которым не хватает внимания, любви и заботы. А в случае со взрослыми людьми госпитализм может развиться у человека, который остался без родственников и друзей.

Таким образом, синдром госпитализма возникает из-за нехватки общения (тесного и эмоционального, а не формального) с близкими людьми. Например, ребенок может расти в обеспеченной семье и очень хороших условиях с точки зрения гигиены, но если ему не хватает внимания и любви, то у него может развиться госпитализм. Недостаточно быть уходчиком за ребенком — нужно быть любящим и близким родителем. И то же со взрослыми людьми: недостаточно просто заботиться о ком-то с позиции «помыть, одеть и покормить» — нужно быть эмоционально включенным, сострадательным, близким.

Примеры госпитализма

Есть много ярких примеров госпитализма, как уже ушедших в историю, так и поражающих людей сейчас. Разберем 2 примера из тысяч подобных историй.

Дженни, 1970 год

Мать Дженни страдала психическим расстройством (точно неизвестно каким). Она посадила дочь в чулан и не выпускала. Иногда кормила, но очень редко. 4 ноября 1970 г. работник социальной службы города Аркадия (шт. Калифорния) обнаружил ребенка. На тот момент Дженни было 13 лет. Она не выглядела на свой возраст, да и вообще была мало похожа на человека — не могла разговаривать и мыслить, ей руководили только инстинкты.

Девочку взяла под опеку команда специалистов — психологи, педагоги, медики, социальные работники и многие другие. Однако у них так и не получилось «очеловечить» Дженни.

Девочка из Талдомы, 2021 год

В подмосковье нашли девочку, которая ела кошачий корм и отзывалась на «кис-кис». Ребенка обнаружили случайно. Наряд ППС проверял частные дома и заметил странного мужчину — он суетился и попытался скрыться. Сотрудникам ППС это показалось странным, они вошли в дом и там обнаружили 6-летнюю девочку. Правда, на вид она больше походила на 3-летнего ребенка. Дома была жуткая антисанитария, еды не было. Родители пьющие. Девочку тут же забрала команда экспертов, но пока неизвестно, как сложится судьба ребенка.

Лечение и профилактика госпитализма

Лечение и профилактика госпитализма — тесное эмоциональное общение

Как видно из примеров у госпитализма нет специального лечения. Тут речь идет, скорее, о коррекции и реабилитации. А программа реабилитации составляется индивидуально для каждого случая. В работе могут участвовать педиатры или терапевты, психологи, дефектологи, неврологи, психиатры, социальные работники, педагоги и другие эксперты. В каждой научной области есть свои нормы развития, на которые стоит опираться. Каждый эксперт оценивает свой фронт работы и дает прогноз — можно ли что-то изменить и если можно, то что.

Госпитализм возникает из-за социальной депривации — нехватки общения. Поэтому в качестве профилактики рекомендуется как можно больше общаться с детьми в раннем детстве и максимально поддерживать социальные связи, если взрослый человек или ребенок оказался в больнице.

Не стоит пренебрегать общением с ребенком, даже если кажется, что он «еще маленький», «ничего не понимает» или «ничего не может ответить». Он и не научится говорить, если с ним не разговаривать. Поэтому рекомендуется активно общаться даже с младенцами и давать ребенку максимум ласки и тепла.

В случае с детьми активное педагогическое воздействие в будущем и активное общение с другими людьми может частично или полностью компенсировать издержки семейного воспитания. Но в некоторых случаях последствия госпитализма становятся необратимыми, и человек оказывается совсем дезадаптированным. Например, дети-маугли не могут научиться держать ложку или разговаривать.

Важно помнить, что человек — социально-биологическое существо. Но социальным он может стать только в социуме. А без этого остается только биологическая, то есть животная часть. И даже если социальная часть была развита, ее нужно постоянно поддерживать в себе, чтобы не одичать.

копирайтер-психолог Светлана Трошина
Светлана Трошина

Копирайтер на проектах по психологии, автор блога на Дзене «Прошлое≠будущее» и книги «Не живи: как переписать сценарий жизни за 5 шагов. Реальная история». В 2017 году окончила университет по профилю «психология и социальная педагогика», в 2023 году прошла курс повышения квалификации «Основы транзактного анализа».

Светлана Трошина

Копирайтер на проектах по психологии, автор блога на Дзене «Прошлое≠будущее» и книги «Не живи: как переписать сценарий жизни за 5 шагов. Реальная история». В 2017 году окончила университет по профилю «психология и социальная педагогика», в 2023 году прошла курс повышения квалификации «Основы транзактного анализа».

Посмотреть все записи автора Светлана Трошина →
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять